Спасибо! Ваш запрос отправлен.

Шикарная программа почему-то вдруг стала фактором непредсказуемости

– Константин Анатольевич, как Вы оцениваете значение программы 1432

для развития отечественного сельхозмашиностроения?

– Программа 1432 – это высокоэффективный механизм развития отрасли. Благодаря субсидиям и другим формам поддержки, существенно выросли объемы производства сельхозмашин: с 35,5 млрд рублей в 2013 году до 88,6 млрд рублей в 2016 году. Доля российской техники на внутреннем рынке за этот же период выросла с 24 до 54%. В программе 1432 приняли участие 73 предприятия, доля субсидий в их объеме производства в среднем составляет 12,6%. В 2016 году каждый рубль выделенных заводам субсидий принес 1,87 рубля налогов в бюджеты всех уровней. Программу все хвалят за прозрачность распределения средств, за видимую серьезную отдачу, за очевидную выгодность для бюджета. Но вот исполнение этой программы всю картину портит. Выделенные субсидии доходят до реальных производителей далеко не в полном объеме. Финансирование программы, по которой аграрии должны получать субсидии 15-20% стоимости сельхозтехники, начало тормозиться еще в прошлом году. За 2016 год сумма задолженности государства по субсидиям составила 6,9 млрд руб. Недавно столкнулись с позицией Минсельхоза: выплатить только 3,7 млрд рублей. Я расцениваю это как серьезный удар по сельхозмашиностроению. В этом году финансирование программы фактически остановлено. Хотя пока сохраняется возможность существенно увеличить объем производства сельхозтехники, но при условии продления программы № 1432. Если мы хотим достичь высоких результатов, нужна предсказуемая поддержка. Пока же этого решения нет.

– Как Программа 1432 финансируется в этом году? Доходят ли деньги до реальных производителей?
– Изначально программа задумывалась как постоянно действующая, соответствующая строка закладывалась в бюджет на три года вперед. Потом, с
подачи Минсельхоза РФ, эта строка исчезла. Стало нужно доказывать необходимость финансирования программы каждый раз по-новому. Летом 2016 года деньги на программу закончились, но в сентябре 2016-го Дмитрий Медведев принял решение выделить дополнительно 13,7 миллиарда рублей. Зная это, 73 завода-участника продолжили предоставлять крестьянам скидки на технику. Но вот уже больше 10 месяцев наши предприятия фактически кредитуют государство, ждут субсидии, но деньги крутятся где-то возле светлых кабинетов, до большинства заводов до сих
пор не дошли. Заводы уже заключили контрактов на сумму, которая не покрывается выделенными правительством деньгами. На 7 июля общая сумма субсидий по заключенным контрактам составила 14,2 млрд руб, при выделенных 13,7 млрд руб. На словах чиновники соглашаются с важностью го-
сударственной задачи по обеспечению механизации села. На деле заводы отгружают продукцию без процентов в долг, а потом половину этого долга им «прощают». Кроме этого казуса, проблема состоит в том, что деньги на финансирование программы во второй половине этого года и дальше даже и не выделены. Предприятия, соответственно, подняли цены на технику и приготовились к спаду производства.
Из такой шикарной вещи, как программа 1432, сделали ещё один фактор непредсказуемости. Так что сельхозмашиностроению придется и впредь делать достойные машины и держать достойный вид, опираясь на зыбкую и не очень питательную почву. Такая вот стратегия и тактика.
– Какими могут быть последствия приостановки Программы?
– Среди последствий – рост цен на отечественную сельскохозяйственную технику. В результате кто-то из крестьян купит иностранную машину, кто-то отложит покупку до лучших времен. Загрузка производственных мощностей 73 заводов снизится, сократятся их бюджеты на модернизацию, не будет роста зарплат.
– Как вы оцениваете перспективы пролонгации Программы 1432?
– По данным Минпромторга РФ, в бюджете министерства не заложено дополнительных средств на реализацию этого направления господдержки на 2018-2020 годы. Не предусмотрены они и в бюджете Минсельхоза. Последние три года деньги выделялись дополнительно из антикризисного фонда при участии руководства Минпромторга. Каждый год идут дебаты, сколько нужно денег, и когда они поступят. Такой подход в корне неверен. Вопрос финансирования программы должен быть решен системно, необходимо рассчитывать субсидии хотя бы на два-три года вперед. Тем более, что сегодня уже приняты такие долгосрочные документы как Стратегия развития сельхозмашиностроения, финансово-экономическое обоснование для выделения дополнительных средств и на 2017, и на 2018 годы. Также нужно предусмотреть в бюджете РФ на 2018-2020 годы средства для субсидирования скидок на российскую технику в размере 15 млрд. рублей ежегодно для комплексного обновления парка агромашин. Кроме того, предлагается выделять субсидии для аграриев на уплату процентов по кредитам только в случае приобретения сельхозмашин российского
производства, по такому же принципу должна осуществляться господдержка в регионах.
– Ассоциация Росспецмаш, которую Вы возглавляете, приняла активное участие в разработке Стратегии развития отрасли до 2030 года. Каковы ее ключевые показатели? Что даст ее реализация?
– При разработке Стратегии мы учитывали, что основной потенциал роста для сельхозмаша в России связан с двумя ключевыми факторами. Среди них – недооснащенность техникой: в России сейчас на 1 тыс. га приходится всего три трактора, а например, в Канаде – 16. Еще один фактор – это высокая степень износа, до 70% существующего парка сельхозмашин. Укрупнение сельских хозяйств увеличивает потребность в высоко-производительной технике мощностью более 200 л.с. Это та ниша, в которой позиции наших машиностроителей наиболее сильны.
В ходе реализации первого этапа нашей Стратегии к 2021 году российские заводы должны занять 80% внутреннего рынка. (Этот этап предусматривает масштабную господдержку обновления парка сельхозтехники, инвестиции в НИОКР и рост узнаваемости продукции за рубежом). В ходе реализации второго этапа Стратегии к 2025 году экспорт должен вырасти и составить 50% от поставок. Это позволит загрузить мощности отечественных предприятий до 80–90%. По итогам третьего этапа к 2030 году годовое производство должно вырасти втрое, примерно до 300 млрд рублей,
а доля расходов на НИОКР в выручке достичь 3%. А доля импортных компонентов в себестоимости продукции снизится с 35% до 10%.
Этот документ должен лечь в основу правильных взаимоотношений между производителями и государством, создать оптимальные условия для развития. В дальней перспективе господдержка отрасли должна сойти на нет. Но для этого государству нужно создать комфортные условия для роста производства в российской экономике в целом. В России по-прежнему неблагоприятный инвестиционный фон: высокие налоги, дорогие кредиты, дорогие электричество и перевозки, избыточная бухгалтерская отчетность. Государственные субсидии лишь выравнивают условия конкуренции между российскими и зарубежными производителями, исправляют перекосы действующей экономической политики. Нельзя говорить о развитии производства без создания благоприятного делового климата в стране.
Недавно Стратегия развития сельхозмашиностроения до 2030 года обсуждалась на Экспертном совете при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Какие решения приняты?
– По мнению экспертов, стабильность господдержки сельхозмашиностроения очень важна. Аграрии и сельхозмашиностроители не должны каждый год гадать, будет ли поддержка от государства, и в каком размере. Решить эту проблему и призвана разработанная Стратегия. Для ее реализации важно предусмотреть необходимое финансирование, заложив его в бюджеты на ближайшие годы. Следующим шагом станет разработка конкретных
мероприятий по реализации Стратегии. В ходе этой работы станет понятным, на какие механизмы государственной поддержки смогут рассчитывать аграрии и заводы сельхозмашиностроения. Заседание Экспертного совета состоялось очень своевременно, в предстоящем процессе формирования федерального бюджета депутатам важно убедить правительство в необходимости развития сельхозмашиностроения.